Аукцион Русские торги в Москве
Лот 325
Гинзбург, Е. [автограф] Так начиналось..: (Записки учительницы).
С инскриптом Евгении Гинзбург: "Дорогой Зоре, товарищу / самых черных дней моей жизни, / с любовью дарю эту сентимен- / тальную книжечку о том, / как радостно все начиналось. / Женя". Казань: Таткнигоиздат, 1963. — 158, [2] с.; 22×15 см. — 6000 экз.
В составном иллюстрированном издательском переплете. Потертости и загрязнения переплета, надрывы бумаги по краям, заломы лицевой переплетной крышки, затек на задней. Мелкие загрязнения тит. л., след от бледного затека на последних страницах. Потертости и утрата небольшого фрагмента с. 160. Автограф Е. Гинзбург на свободном листе форзаца, ее подпись на с. 160: «10 экземпляров».
Адресат автографа — известная анархистка Зора Борисовна Гандлевская (1897-1987). С 1930-х гг. Зора Борисовна находилась в тюрьмах и ссылках, неоднократно проводила голодовки и другие акции протеста. Здесь она познакомилась с журналисткой и писательницей Евгенией Соломоновной Гинзбург (1904-1977), которая также отбывала свой срок на Колыме. Евгения Гинзбург была арестована в 1937 году и 18 лет провела в лагерях. До ареста она проживала в Казани — училась и преподавала, занималась научной работой, была сотрудником местной газеты «Красная Татария». Книга «Так начиналось…» является отчасти автобиографичной. Она содержит воспоминания о первом годе работы татарского рабфака в Казани и становлении первого поколения татарской советской интеллигенции.
Из воспоминаний Зоры Гандлевской: «…Когда к нам на Колыму прибыл тюремный этап, я тогда работала в больнице сестрой, женщины принесли ее [Е. Гинзбург] очень больную, истощенную. В жару. Принесли и сказали: "Лечите ее. Женя должна жить, обязательно должна. Она самая лучшая, самая талантливая. Она обо всем напишет". Мы ее выходили. И в нашей больнице все ее очень полюбили. С тех пор у нас была дружба. И вот она жила и писала» (Гинзбург, Е. Крутой маршрут. М., 2008).
Из библиотеки выдающегося физика-теоретика Юрия Петровича Райзера (1927-2021).