Аукцион Русские торги в Москве
Лот 328
["Письмо на тот свет"] Довлатов, С. [автограф] Подписное машинописное письмо к Доре Штурман от 25 августа 1983 г. С подписным конвертом и копией текста С. Довлатова "Новая книга Доры Штурман" на радио "Либерти".
[Нью-Йорк, 1983]. — [1] л.; 28х21,5 см. — Машинопись за подписью. ; Довлатов, С. "Новая книга Доры Штурман" / радио "Либерти". — 1983. — [5] л.; 28х21,5 см. — Ксерокопия машинописи.
Письмо в оригинальном конверте, адрес Д. Штурман написан С. Довлатовым от руки. Конверт прошел почту. Вырезан фрагмент конверта с маркой, конверт вскрыт по боковому полю. На конверте также поздняя приписка рукой Доры Штурман. Автограф С. Довлатова под текстом письма; следы сложения; правка. Рукопис. пометы на листах текста "Новая книга Доры Штурман", следы сложения.
Письмо писателя и журналиста Сергея Донатовича Довлатова (1941-1990) к ученой, писательнице Доре Моисеевне Штурман (1923-2012). Письмо касается полемики Сергея Довлатова и Доры Штурман о газете «Новое русское слово» и лично об Андрее Седых, ее издателе. Напряжение между эмигрантами первой и третьей волны выразилось в начале 1980-х гг. в США в конкуренцию двух журналов «Новый американец» (ред. С. Довлатов) и «Новое русское слово» (ред. А. Седых). В открытом письме к Андрею Седых С. Довлатов писал о разнице их издательских и социальных взглядов и публицистике. Наше письмо – то самое, о котором ведут разговор Ефимов и Довлатов в привиденных ниже цитатах. К лоту приложена копия расшифровки записи передачи С. Довлатова на радио Liberty о новой книге Доре Штурман (Земля за холмом; Hermitage, 1983) – о том, что он посылает эти страницы С. Довлатов пишет в самом письме. На конверте от письма поздняя приписка рукой Доры Штурман: «Письмо на тот свет. Дорогой Сережа Довлатов! Поздно писать Вам о том, сколь во многом Вы правы. И Вас, и А. Седых уже нет…».
В представленном письме С. Довлатов называет А. Седых «ненавидимым всеми одиноким богачом и неисправимым лгуном» и сравнивают его с Андроповым и КГБ. Об этом письме С. Довлатов писал издателю И. Ефимову: «Я знаю людей (вроде Косинского), сидевших по многу лет в лагерях и сохранивших достоинство, но надломившихся в приемной у этого шакала. Естественно, что, услышав от Доры Штурман комплименты в его адрес, я разбушевался.» Также из переписки Довлатова и Ефимова по поводу полемики С. Довлатова и Д. Штурман: Ефимов – Довлатову, 29 августа 1983 г.: «Дорогой Сережа!.. мы с Мариной были просто подавлены Вашей «полемикой» со Штурман. Что на Вас нашло? Избрать для войны с Седыхом объектом нападок единственного автора, который за последние месяцы пришелся Вам по сердцу! Это все равно, как если бы Америка, враждуя с Ираном, решила бы бросить пару бомб на Израиль – чтоб знал, как продавать иранцам запчасти к самолетам…» Довлатов – Ефимову, 31 августа 1983 г.: «Дорогой Игорь! В Вашем письме (относительно Доры Штурман) есть некоторая косвенная правота, то есть. Вы правы в общем смысле: не следует грубить хорошему человеку и т. д. Действительно, я остервенел за последнее время, все так. В оправдание могу сказать, что: 1. Контекст моего обращения к Доре Штурман – безусловно уважительный. 2. Нападки на дорогих и близких людей совершенно естественны, поскольку 95 % окружающих не заслуживают даже нападок. Что же касается Седыха, то Вы заблуждаетесь полностью, что объясняется Вашим мичиганским неведением…»
Материалы были опубликованы наследниками Доры Штурман в Живом Журнале в 2012 г.
Из архива историка литература, ученой Доры Моисеевны Штурман (1923-2012). Была арестована и осуждена на 5 лет лагерей в 1944 г. за статьи о Пастернаке и Маяковском. Представитель третьей волны эмиграции. С 1977 г. жила в Израиле. Состояла в переписке с С. Довлатовым, Н. Коржавиным, Р. Гулем, А. Солженицыным и др.