Аукцион Русские торги в Москве

[Экз-р Маяковского] [Леже, Фернан, автограф В. Маяковскому] [Териад, Э.] Tériade, E. [Фернан Леже] Fernand Léger.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 250 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 25%

[Экз-р Маяковского] [Леже, Фернан, автограф В. Маяковскому] [Териад, Э.] Tériade, E. [Фернан Леже] Fernand Léger.

C инскриптом художника: «[Маяковскому / дружески / Ф. Леже] A Majakowski / amicalement / F. Léger». [Paris]: Cahiers d’Art, 1928. — [4], IX-XXVIII, [9] c., 93 л. ил.; 28×22,5 см. — 800 нум. экз. — Экз. №218. — На франц. яз.


В цельнотканевом заказном переплете эпохи с тиснением на передней крышке. Основная часть тиража вышла в обложке. Потертости и мелкие загрязнения переплета, выгорание корешка. Разломы блока. Несколько страниц проклеены в основании тканью или бумагой. Редкие мелкие загрязнения. Согласно оглавлению, текст начинается с IX cтраницы. Прилагается бумажный ярлычок типографии, на котором отпечатан номер экз-ра. Автограф на авантитуле.

Маяковский познакомился с Фернаном Леже во время своей первой поездки в Париж в ноябре 1922 г. Он приехал на неделю из Берлина: тогда Сергей Дягилев пригласил Маяковского посмотреть Париж. Маяковский тогда же познакомился с Пикассо, Браком и Делоне, провел по несколько часов в мастерских каждого из них, получил в подарок автолитографии, книги, каталоги. По его словам, «четырьмя перечисленными художниками исчерпываются типы художников Парижа». В мастерской Леже на улице Нотр-Дам-де-Шан, 86 Маяковский побывал в двадцатых числах ноября 1922 года. Встреча с Фернаном Леже стала чуть ли не главным из всех впечатлений от художественной жизни Парижа: «Его сразу выделишь яркостью, каким-то красочным антиэстетизмом», «Леже — художник, о котором с некоторым высокомерием говорят прославленные знатоки французского искусства, — произвел на меня самое большое, самое приятное впечатление. Коренастый, вид настоящего художника-рабочего, рассматривающего свой труд не как божественно предназначенный, а как интересное, нужное мастерство, равное другим мастерствам жизни». Знакомство переросло в дружбу, и представленный автограф лишь подтверждает это. Они встречались всякий раз, как поэт приезжал в Париж — в 1923, 1924, 1925, 1927, 1928, 1929 гг. По воспоминаниям Эльзы Триоле, которая почти всегда сопровождала Маяковского «С Леже мы встречались чаще, чем с другими французами, эти богатыри сговаривались друг с другом без разговора. Леже показывал Володе Париж, водил нас на танцульки самого низкого пошиба, на рю де Лапп возле площади Бастилии, где, случалось, происходили смертельные драки между неуживчивыми, ревнивыми сутенерами». Экземпляр мог быть подарен Маяковскому только во время его последней поездки в Париж, в начале 1929 г. Тогда он приезжал во Францию с единственной целью: уговорить свою новую возлюбленную, Татьяну Яковлеву, переехать к нему в СССР. В феврале 1929 г. он покинул Париж без нее. В апреле 1929 г. его французская виза закончилась, а новую он так и не получил. Всего было издано 800 нумерованных экземпляров монографии. Наш из части тиража в 748 экземпляров на веленевой бумаге «de torpes». Монография украшена иллюстрациями, воспроизводящими работы Фернана Леже, из которых 7 рисунков в тексте, 88 гелиогравюр на отдельных листах и 5 отдельных цветных гравюр, выполненных в технике пошуара. В конце приведен список всех иллюстраций с указанием их местонахождения в музеях или коллекциях. Книга была напечатана 20 декабря 1928 г.


С. Довлатов "Куртка Фернана Леже": "Это был высокий, сильный человек, нормандец, из крестьян. В пятнадцатом году отправился на фронт. Там ему случалось резать хлеб штыком, испачканным в крови. Фронтовые рисунки Леже проникнуты ужасом. В дальнейшем он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил".




См. В. Н. Терёхина Театральный проект Леже и позиция ЛЕФа. /