«А ты слышал о планете капитанов?» (1981).Две фазы движения из м/ф «Тайна третьей планеты» (1981). Реж. Р.А. Качанов, худ.-пост. Н.В. Орлова.
Целлулоид, тушь, краска заливочная. 26х32 см.
Сохранность хорошая. 1) В правом верхнем углу цифра 307. Небольшие потёртости контура. 2) Небольшие следы краски и надпись «дыра!» по верхнему краю. В правом верхнем углу отметка М-3 в круге.
За свое плотное могучее телосложение режиссёр Роман Качанов получил на студии прозвище Сундук. Друзья звали его ласково «Ромашка», отдавая дань доброте его души и чувству юмора. Качанов любил трюки и розыгрыши, самый известный из которых знают буквально все студийцы: однажды он вымыл испачканные грязью галоши, которые оставил в коридоре художник Лев Мильчин, и тот их не опознал, несколько дней потом ходил и ворчал, что их у него украли.
Широкому зрителю режиссёр Роман Качанов известен прежде всего своими замечательными кукольными мультфильмами: «Варежка» (1967), фильмами про Чебурашку и крокодила Гену, «Аврора» (1973) и т.д. Работал Качанов и в рисованной анимации (причём именно с нее он начинал свою карьеру в качестве мультипликатора на студии «Союзмультфильм»): «Наследство волшебника Бахрама» (1975), «Последний лепесток» (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик», 1977) и др. Режиссёр тонко чувствовал психологические нюансы поведения, подмечал живые детали, и на этом своем видении «правды сюжета» выстраивал действия мультперсонажей за счет обыгрывания «запланированных неудобств» , добиваясь правдоподобия на экране. Качанов подчеркивал, что мультипликация – само по себе искусство фантастическое (в том смысле, что фантазия является основой анимационного творчества), поэтому для него снять фантастический фильм было совершенно естественно. Сценарий мультфильма написал Кир Булычёв (Игорь Можейко), переработав свою повесть «Путешествие Алисы».
«Тайна третьей планеты» стала первой экранизацией приключений Алисы Селезнёвой и сразу завоевала огромную популярность у зрителей. Художником-постановщиком картины Качанов предложил стать Наталье Орловой – молодому, но перспективному специалисту (к тому моменту Орлова уже успела поработать с такими сильными режиссёрами, как Андрей Хржановский и Геннадий Сокольский). Работа над фильмом заняла почти три года. По воспоминаниям членов творческой группы, обстановка в команде была весёлая и семейная, трудились все с большим энтузиазмом. Конечно, были и споры, и совместные обсуждения. При этом последнее слово было за режиссёром. Но Качанов умел организовать работу так, чтобы все интересные находки сотрудников учитывались, а успех одного члена группы становился радостью для всех коллег. Любимым эпитетом режиссёра было слово «трогательный». Такими получались и герои качановских фильмов: трогательные и обаятельные. Конечно, в этом заслуга и художников-постановщиков, работавших с Качановым. В данном случае даже космические пираты вышли не столько пугающие, сколько курьёзные (особенно Весельчак У) – как раз подходящие для детского восприятия (когда небольшой страх допустим и даже полезен, так как потом наступает «разрядка» и счастливый финал).
Можно сказать, что у мультипликационных образов некоторых главных персонажей имелись реальные прототипы: у Алисы – дочь Натальи Орловой Катя (ныне – актриса Екатерина Семёнова). Кстати, Орлова уже использовала этот приём в своем предыдущем фильме – «Мышонок Пик» (1978), там можно увидеть маленькую «Алису Селезнёву», такую же курносую с русыми волосами, только зеленоглазую. А доктор Верховцев похож на свёкра Натальи Орловой – актёра немого кино, оператора Грузинской студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов Александра Семёнова, такой же худой и интеллигентный. Что касается механика (в фильме – капитана) Зелёного, то многие видят в нем черты сходства и с режиссёром-документалистом Тенгизом Семёновым (мужем Натальи Орловой), и с мультипликатором Юрием Норштейном, и даже с самим Киром Булычёвым. Однако нужно понимать, что художник-постановщик не ставила себе такой задачи (добиться сходства) намеренно, а если персонажи и получились похожими на кого-то характером или визуально, то это случайность или даже скорее сила творческого подсознания художника. Так, Весельчак У чем-то напоминал актёра, который его озвучивал – Григория Шпигеля. Интересная история озарения произошла у Орловой, когда она была озабочена поиском визуального образа Громозеки. Толчком послужила большая консервная банка с кукурузой, которую художник открывала консервным ножом. Вклад в разработку внесли также и аниматоры. Можно упомянуть, что Юрий Батанин придумывал чудиков планеты Блук (второстепенных персонажей), а Дмитрий Куликов и Игорь Олейников – конструкции космических кораблей.
Фильм «Тайна третьей планеты» в 1982 г. был удостоен Государственной премии СССР.
Две представленные фазы движения – из сцены разговора профессора Селезнёва и археолога Громозеки в кафе на Луне. Громозека заказывает 400 капель валерьянки, чтобы отметить встречу старых друзей, а потом рассказывает Селезнёву о планете Двух капитанов.
Текст: ©Екатерина Левичева.