Русаков Светозар Кузьмич (1923-2006). «Волк гонится за Зайцем на стройке» (1975). Эскиз к мультфильму «Ну, погоди! Выпуск 10» (1976). Реж. В.М. Котеночкин, худ.-пост. С.К. Русаков.
Бумага, акварель, простой карандаш. 15,5х21,5 см.
Сохранность хорошая. Незначительные загрязнения и следы от кнопок по верхнему краю листа. Подпись художника в правом нижнем углу.
Неотделимыми от образов главных героев стали их голоса. Как вспоминал Котеночкин, Анатолий Папанов и Клара Румянова буквально вживались в роль Волка и Зайца и стремились все делать с максимальной достоверностью. Надежда Каратаева, жена Анатолия Папанова, вспоминает: «Вообще-то он немножко обижался, когда его узнавали только как исполнителя роли Волка. (…) Часто, в особенности где-нибудь на гастролях, в каком-нибудь городе, идет он по улице, а дети: „О! Волк! Ну, погоди!“ Или однажды был такой случай: он шел по улице, а женщина увидела его и говорит своему ребенку: „Ой, смотри, Волк идет, Волк идет!“ Ему это не очень нравилось, конечно». Но такова была цена всенародной славы. А ведь изначально роль Волка должен был озвучивать Владимир Высоцкий! Он даже прошел пробы, однако его не утвердили на роль по идеологическим соображениям.
В подобных эскизах Светозара Русакова, созданных в манере alla prima, особенно заметна важнейшая особенность искусства мультипликации: упрощение графического образа при обогащении его мимикой, гиперболизация отдельных деталей ради концентрации внимания на определенной черте характера или эмоции, доведение до условности ради того, чтобы разбудить фантазию зрителя и заставить его сопереживать героям. В данном случае художник подчеркнул стремительность погони: Волк перескакивает сразу через несколько ступенек, его кулаки сжаты, а пасть открыта – настолько сильно ему хочется догнать Зайца, который, в свою очередь, явно напуган и очень торопится, так что амплитуда его прыжка превращается чуть ли не в шпагат. Зарисовка относится к разработке эпизода погони Волка за Зайцем на стройке многоэтажного дома. Одежда Волка немного отличается от той, что мы видим в фильме – цветом брюк и наличием желтого галстука.
Екатерина Левичева (к.ф.н., искусствовед)