Русаков Светозар Кузьмич (1923-2006). «Волк и Бегемот на стройке» (1975). Эскиз к мультфильму «Ну, погоди! Выпуск 10» (1976). Реж. В.М. Котеночкин, худ.-пост. С.К. Русаков.
Бумага, акварель, простой карандаш. 14,7-15,4х20,7-21,3 см.
Сохранность хорошая. Следы от кнопок по верхнему и нижнему краям листа. Утрата небольшого фрагмента нижнего края листа. Подпись художника в правом нижнем углу.
Каждый выпуск «Ну, погоди!» был решен в своем живописном ключе, темы и декорационные решения не повторялись. Некоторые критики упрекали создателей главного советского мультсериала в легковесности жанра и поверхностности замысла, даже многие коллеги по цеху относились к этому циклу свысока. Более того, можно было услышать упреки в плагиате – якобы авторы «Ну, погоди!» повторяют гэги и приемы из американских мультфильмов про Тома и Джерри. Однако с полной уверенностью можно заявить, что ни режиссер Вячеслав Котеночкин, ни художник-постановщик Светозар Русаков не видели знаменитого сериала, основанного Уильямом Ханной и Джозефом Барберой – по крайней мере до конца 1980-х годов, то есть в своей работе советские мультипликаторы были совершенно самостоятельны и оригинальны.
А художественное многообразие и широту охвата тем можно объяснить не только талантом сценаристов, но и большим опытом Вячеслава Котеночкина (который к моменту запуска первой «серии» успел принять участие в десятках картин в качестве мультипликатора и сам уже несколько лет работал в качестве режиссера), а также художественным даром Светозара Русакова (проявившимся на первом же фильме – «Приключения Буратино» 1959 года, где Русаков сразу нашел общий язык с Петром Репкиным, отвечавшим за типажи). Мало кто знал тогда, какие сокровища хранит личная мастерская художника: первая персональная выставка Светозара Русакова прошла только после его смерти. «Союзмультфильмовцы», пришедшие на эту выставку, были потрясены разнообразием наследия и свободой живописного стиля мастера[1]. И по сей день данный факт остается мало известным широкой общественности, что вызывает у исследователей искусства анимационного кино досаду и недоумение (впрочем, если начать перечислять похожие истории безвестности одаренных художников-мультипликаторов, процесс займет множество страниц).
Этот эскиз также относится к разработке эпизода погони Волка за Зайцем на стройке. Здесь одежда Бегемота и Волка тоже немного иной, более яркой расцветки. Сразу обращает на себя внимание «выражение лица» и поза главного персонажа: Волк явно застигнут врасплох заданием, которое ему дает прораб стройки. В таких рисунках, сделанных почти моментально, чувствуется исключительное мастерство Светозара Русакова: буквально несколькими штрихами и цветовыми пятнами обозначается эмоциональное состояние героев и фиксируется композиционное построение мизансцены.
[1] Прочитать впечатления коллег художника можно в каталоге выставки: Светозар Русаков, который нарисовал «Ну, погоди!» Графика. Живопись. Анимация. / [Сост. И.С. Русакова. Ред. Г. Бородин]. – [М.: Галерея на Солянке, 2006].
Екатерина Левичева (к.ф.н., искусствовед)