Аукцион 11

Лот 35

«Танец невылупившихся птенцов» (1984). Фаза движения из мультфильма «Картинки с выставки» (1984). Реж. И.А. Ковалевская,...

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 5 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 15%

«Танец невылупившихся птенцов» (1984). Фаза движения из мультфильма «Картинки с выставки» (1984). Реж. И.А. Ковалевская, худ.-пост. Г.П. Шакицкая.
Целлулоид, тушь, заливочная краска. 26х32 см.
Сохранность хорошая. Следы скотча возле центрального отверстия для штифта. Цифра 86 в правом верхнем углу листа.
Мультфильм режиссера Инессы Ковалевской «Картинки с выставки» – третий из цикла музыкальных кинолент, созданных режиссером для знакомства детей с классическими музыкальными произведениями. В нем использованы две фортепьянные пьесы Модеста Мусоргского («Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов»), а также фрагменты темы-интермедии «Прогулка», в исполнении Святослава Рихтера. Как известно, Мусоргский написал эту сюиту, находясь под впечатлением от посмертной выставки художника Виктора Гартмана. Отсюда название связующей темы – «Прогулка» (то есть композитор изобразил самого себя прогуливающимся по выставке).
Сценарий к фильму написала сама Ковалевская. Художником-постановщиком картины стала Галина Шакицкая, с которой Ковалевская уже работала на нескольких фильмах. Создатели мультфильма отталкивались от первоначального замысла композитора (прохода по картинной галерее), то есть выстроили композиционный ряд так, чтобы зритель как бы шел от картины к картине. При этом титры и первые кадры сюжетов были заключены в золотые рамы.
Вторая часть музыкальной сказки происходит в курятнике, куда заглядывает девочка, он называется «Балет невылупившихся птенцов». Яички падают с насеста, из них появляются цыплята. Мальчики – в шапочках из скорлупок, девочки – в скорлупках-юбочках. Хореография их выступления отсылает к танцу маленьких лебедей из «Лебединого озера» П.И. Чайковского.
По эскизам Гартмана делались костюмы для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Мариуса Петипа в Большом театре в 1871 году. В этом балете был комический танец «Свадьба канареек», который исполняла группа юных воспитанников и воспитанниц театрального училища, причем некоторые из «птенцов» были одеты в костюмы, изображавшие скорлупки яиц. Во время подготовки фильма режиссер смотрела различные художественные материалы, издания, посвященные музыке и балету, возможно, своеобразный внешний вид птенцов был инспирирован этими предварительными изысканиями (хотя в принципе эта идея достаточно тривиальна, подчеркивает режиссер).
Екатерина Левичева (к.ф.н., искусствовед)