Аукцион 12

Лот 132

Малевич К.С.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 40 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 15%

Малевич К.С.
О новых системах в искусстве. Статика и скорость. Установление А.
[Витебск : Работа и изд. Артели худ. труда при Витсвомасе, 1919]. — 32 с.: ил., 23х18,5 см — 1000 экз. — Написано от руки. Литографированное издание.
Без оригинальной обложки. Без 3-х илл. Первый и последний лист сошли со скрепки. Запыление первой страницы, надрывы краев. Затек на половине блока снизу. Пометки цв. каранд.
Работа была написана Казимиром Малевичем в 1919 г. в Немчиновке. Это первая книга Малевича, вышедшая в Витебске. Издание ее организовал Эль Лисицкий, только что выбивший печатное оборудование.
Книгу издали литографированным способом. Несколько подмастерий Лисицкого, входивших в «Артель художественного труда…» переносили сочинение Малевича печатными буквами на литографские камни. Камней было немного, поэтому фрагменты сразу тиражировались, затем камни шлифовались и использовались для следующих частей текста. Лисицкий монтировал книгу воедино.
Время пребывания Малевича в Витебске в момент издания книги так описывает Н. Коган в письме П. Митуричу от 30 декабря 1919 г.: «…вообще страшно ухажием за ним [Малевичем], хотя самое главное нет дров и этого до сих пор ему не устроили, он живет в школе и очень страдает от холода» (Цит. По Архив Н.И. Харджиева. Том 1. М., 2017, с. 99).
Черный квадрат – главный визуальный герой книги.
«Книга… уникальна во всех смыслах. Прежде всего, необычен ее многосложный жанр: во-впервых, это теоретический трактат; во-вторых, иллюстрированное учебное пособие; в-третьих, свод предписаний и постулатов; и, наконец, в художественном отношении…книга представляла собой цикл сброшюрованных литографий, предвосхищавших станковые композиции «каллиграфов» и «шрифтовиков» второй половины XX века…» (см. А. Шатских Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. М., 2001).
Большая редкость.
MoMA. №236.