[Неизвестные воспоминания об Ахматовой] Анненков, Ю. Ахматова. Рукопись с воспоминаниями о пребывании в Оксфорде и Париже.
[1965-1966]. — 16 с., 27,5х22 см. + 2 л., 7х22 см.
Хорошая сохранность. Многочисленные исправления, зачеркивания и правки.
Из данной рукописи в книгу "Дневник моих встреч" вошла лишь самая малая и обезличенная часть. Ахматова рассказывает Анненкову о своей последней встрече с Гумилевым, называет своих любимых советских поэтов, объясняет кто такие «эренбурги», каким образом она сумела незапланирована посетить Париж, по секрету рассказывает ему о номинации себя на Нобелевскую премию по литературе 1965 г. и возможной скорой поездке за границу, отвечает на вопрос о творчестве Иосифа Бродского и о том, почему он находится его заключении. При встрече Анненков и Ахматова выяснили, что в 1911 г. оба присутствовали на премьерном спектакле балета "Петрушка" Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина (антреприза Сергея Дягилева, художник Александра Бенуа, он же либретто совместно с И. Стравинским) в парижском театре "Chatelet". Здесь же раскрывается авторство заметки о пребывании Ахматовой в Оксфорде, вышедшей в газете «Русская мысль». Анненков вспоминает о том, как Берберова приехала провожать Ахматову и не решалась войти за ней в вагон. Совершенно выпущена в печатном варианте история со знакомством Ахматовой с биографом Ольги Судейкиной Элиан Мок-Бикер (в рукописи Пиккерт). Воспоминания Мок-Бикер, вошедшие в ее книгу "Коломбина десятых годов…", подтверждают цитаты Ахматовой, записанные Анненковым, почти дословно. Один из самых интересных моментов рукописи – описание «встречи» Ахматовой с ее портретом, висевшим в кабинете художника и слова о портрете Анны Каминской: «Здесь не только твоя внешность, здесь вся твоя душа и вся твоя поэзия!».
Из архива Ю. Анненкова.