[Жолтовский, И.] Проекты Дворца Советов в Москве.
Б.м., [2-ая пол. 1950-ых?]. — 14 л.ф.; 12,9х17,9 см.
Незначительные потертости по краям фотографий.
Лот включает фотографии двух вариантов проекта: эскизные наброски, фасады и перспективы. Всесоюзный открытый конкурс на здание Дворца Советов в Москве был объявлен в 1931 г., а уже в начале следующего года жюри конкурса присудило одну из трех первых премий проекту И.В. Жолтовского (вторая фаза конкурса). Его проект «представлял собой монументальный ансамбль, отсылающий к постройкам республиканского Рима». Из статьи сотрудников Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева: «Входная зона ансамбля оформлена рядами колонн и фланкирована высоткой, квадратной в плане, ярусной башней со скульптурной группой на вершине. За ней – парадная площадь-двор в форме трапеции, обрамленная колоннадой и не имеющая выходов на улицу и набережную. Центр композиции занимает круглый Большой зал, решенный в виде амфитеатра наподобие римского Колизея». В свою очередь С.О. Хан-Магомедов отмечал, что несмотря на то, что в итоге предпочтение было отдано «пилонно-лопаточной» архитектуре Б.М. Иофана, факт присуждения высшей премии проекту Жолтовского обозначил перелом в творческой направленности советской архитектуры. «Был как бы сбит замок с двери, за которой лежало запретное для сторонников авангарда архитектурное наследие "исторических" стилей. Вдруг выяснилось, что его можно и изучать, и, что еще недавно казалось невероятным, использовать в проектах. Запретный плод притягивал внимание молодежи, несмотря на резко отрицательное отношение к любой стилизации лидеров авангарда» (С. Хан-Магомедов Архитектура советского авангарда. Кн. 1. 1996). В нашей коллекции фотографий также представлен еще один вариант проекта для третьего тура конкурса. Сталин писал, что он «смахивает на «Ноев ковчегом». Несмотря на это, именно после получения высшей премии карьера архитектора пошла в гору.