Аукцион 20

Лот 11

[Тюремные игральные карты] [Параджанов, Сергей, художник] Карты для игры в покер.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 1 700 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 15%

[Тюремные игральные карты] [Параджанов, Сергей, художник] Карты для игры в покер.
[Тбилиси: Ортачальская тюрьма, 1982]. — 8х5 см. Бумага, шариковые ручки.
Незначительные загрязнения. В хорошем состоянии.
Тюремный набор карт для игры в покер (тюремную колоду отличает отсутствие шестерок), сделанный вручную Сергеем Параджановым во время его пребывания в Ортачальской тюрьме в 1982 г. Сергей Иосифович Параджанов (1924-1990) был арестован повторно в Тбилиси в 1982 г. под предлогом дачи взятки для поступления племянника в театральный институт. На самом деле, был арестован после выступления в московском театре на Таганке в 1981 г., где во время обсуждения спектакля «Владимир Высоцкий» раскритиковал власть и ее политику в отношении культуры. За свободу Сергея Параджанова вступились многие личности культуры и искусств, среди ни: его друг Андрей Тарковский, поэтесса Белла Ахмадулина, режиссеры Резо Чхеидзе и Федерико Феллини и др. В результате Сергей Параджанов был освобожден в зале суда после 9 месяцев заключения. Вторая известная колода карт, созданная С. Параджановым в заключении, хранится в его доме-музее в Ереване (Фотографии колоды опубликованы в книге В. Катаняна «Цена вечного праздника». М., 1994). На большей части «королевских» карт узнаются автопортреты художника. На трех картах изображен гранат. Провенанс: Наш экземпляр был подарен Сергеем Параджановым после освобождения нынешнему владельцу. Из рассказа В. Шаламова "На представку": "На подушке лежала новенькая колода карт. Это не были обыкновенные карты, это была тюремная самодельная колода, которая изготовляется мастерами сих дел со скоростью необы­чайной. Для изготовления ее нужны бумага (любая книжка), кусок хлеба (чтобы его изжевать и протереть сквозь тряпку для получения крахмала — склеивать листы), огрызок химического карандаша (вместо типографской краски) и нож (для вырезывания и трафаретов мастей, и самих карт)".
Тюремные карты как единственный доступный способ визуального самовыражения Сергея Параджанова в заключении. Предмет исключительной музейной ценности.