Аукцион 27
[Луначарский, А., Шершеневич, В., Мариенгоф, А., Эрдман, Н., Таиров, А., Коонен, А., Стенич, В. и др. — автографы, в т.ч. стихотворные] Салонный альбом автографов.
[М., 1910-е]. — 102 с., 1 л. ил. ; 13,5х20,5 см.
В цельнотканевом переплете со "слепым" тиснением на верхней крышке. Потертости, небольшие надрывы ткани переплета. Значительные разломы блока, часть листов отдельно. Свободный лист форзаца отдельно. Загрязнения отдельных страниц, потертости. К лоту прилагается открытка с портретом Бетховена (надломы, на обороте влад. подпись) и фотография (пересъём) артиста Леона Танти.
Альбом принадлежал девушке Миле (Нелли?), чья семья, вероятно, была внутри театрального, поэтического, циркового кругов Москвы в 1910-1920-х гг. Знаковым автографом в альбоме является дарственная запись первого наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875-1933): «Дорогой незнакомой девочке / на память с пожеланием / счастья во всю долгую жизнь / НарКом / А. Луначарский / 26/IX 1919 г.». В альбоме также автографы имажинистов: стихотворный лирический автограф поэта Вадима Габриэлевича Шершеневича (1893-1942): «Отчаянье проехало под глаза / синяком, / В этой синьке белье щок не / вымою. / Даже не знаю — на свете / каком / Неводом нежности поймаю / любимую. / 16/IV 920. В. Шершеневич». Эти строки – первое четверостишье стихотворения В. Шершеневича «Слезы кулак зажать», написанное в мае 1920 г.; на момент написания автографа книжной публикации еще не было, позднее стихотворение стало известно с другой четвертой строкой, наш вариант («Неводом нежности поймаю любимую») менее известен. Также автограф поэта Анатолия Борисовича Мариенгофа (1897-1962): «После Соколова / в голове ничего / нет. / Мариенгоф / 1920 г.». В автографе упомянут поэт и оратор Ипполит Васильевич Соколов (1902-1974), на кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. приходится его тесное сближение с имажинистами и последующий разлад. Автографы режиссера Александра Яковлевича Таирова (1885-1950): «Камерный театр / — театр неореализма / Александр Таиров / 11/I 20 г.» и его жены, актрисы Алисы Георгиевны Коонен (1889-1974): «Лишь на любовь надо / смотреть — / «Саломея» — / Алиса Коонен 1920 год». А. Таиров основал Камерный театр в 1914 г. По воспоминаниям А. Коонен, в конце 1918 г. нарком А. Луначарский посмотрел спектакль «Саломея» и принял А. Таирова, а через несколько дней Наркомпрос вернул Камерному театру, забранное ранее помещение на Тверском бульваре, и выделил средства для расширения. Театру присвоили звание академический. Главную роль в «Саломеи» играла Алиса Коонен. Среди знаковых автографов также записи: Поэта, драматурга Николая Робертовича Эрдмана (1900-1970): «Рискуя живут циркачи / циркачи знают свое ремесло / и поэтому ремесло превращают / в искусство… / Н. Эрдман / 8 мая 1920 г.». Поэта Валентина Иосифовича Стенича (1897-1938): «В. Стенич / Москва. / 2/V 20 г. / Кафе поэтов». Циркового артиста Леона Константиновича Танти (1892-1973): «Первый / раз в Москве / но вполне доволен / ею хотя и пришлось / бывать в ней в суровые / годы / Лео Танти / Москва / 19.XII. / 1919 г.». Также артиста цирка Виталия Ефимовича Лазаренко (1890-1939): «Девиз моей жизни / Потеха / Живу для толпы и для / смеха… / Виталий Лазаренко / Москва 18 июля 1919 г. Цирк Никитина». Самая ранняя запись от 19 марта 1919 г., самая поздняя датируется маем 1920 г. Некоторые записи сделаны в цирке Никитиных.