Аукцион Русские торги в Москве
Лот 7
Тарковский, А. [Автограф] "Солярис". Черновик письма в Госкино СССР о выделении пленки Кодак.
[Б.м., 1970]. — 1 л.; 24,1х19,9 см.
Потертости, небольшие загрязнения, заломы.
Тарковский писал 4 июня 1970 г.: «Надо идти к Баскакову насчет пленки и насчет покупки у Чешской выставки материалов для декораций. Для того, чтобы снять фильм, надо бороться со студией. То есть студия существует не для того, чтобы помогать группам работать, а для того, чтобы вставлять палки в колеса» (Тарковский, А. Мартиролог. Дневники. 2008). В результате вместо затребованных 50 000 метров дали только 5 000 – на съемки комбинированных кадров. Уже 12 июля 1971 г. в дневнике появляется запись: «Кончилась пленка “Kodak”, а мы не досняли объект. И дадут ли еще? Что делать?» (Там же). В конце августа режиссер смирился и записал – «натуру будем снимать на советскую пленку». Часть фильма, в основном натурные кадры, была снята на советскую пленку. Павильонный объект – «Комната Криса» (на «Солярисе») — снимался по одному дублю. Согласно сведениям очевидцев, последние 300 цветных метров были сняты на коробку Кодака, который принес Анатолий Солоницын (он тогда снимался в фильме С.А. Герасимова «Любить человека», а Сергей Аполлинарьевич нужды в импортной пленке не испытывал, и ассистенты оператора продали одну коробку Солоницыну). 300 рублей за эту пленку заплатила Наталья Бондарчук. Примечательно, что аргументируя свою просьбу закупить пленку Тарковский пишет: «Были прецеденты в использовании импортной пленки “Я шагаю по Москве”, “Они шли на Восток”, “Сотрудник ЧК”».