Аукцион Русские торги в Москве

[Ахматова - Оксману, автограф] Фотография портрета А.А. Ахматовой / Авт.рис. А.Г. Тышлер.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 90 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 17%

[Ахматова — Оксману, автограф] Фотография портрета А.А. Ахматовой / Авт.рис. А.Г. Тышлер.

С дарственной надписью Анны Андреевны: «Юлиану Григорьевичу / Оксману / от всего сердца / Ахматова / 1958 / 27 апр. / Москва». [1940-е — 1950-е гг.]. — 28,5х22,5 см. (ф.), 43х32,3 см. (рама). — Отпечаток эпохи.


Автограф в левом нижнем углу. Фотография в раме под стеклом. Небольшие утраты и надрывы бумаги, оклеивающей раму, кракелюры на фотографии, небольшие заломы. К обратной стороне рамы прикреплены два кольца для подвеса.

Адресат автографа – пушкинист и литературовед Юлиан Григорьевич Оксман (1895-1970). С 1933 г. был заместителем директора Пушкинского дома. 6 ноября 1936 г. Оксман был арестован за «попытки срыва юбилея Пушкина, путем торможения работы над юбилейным собранием сочинений». Находился в заключении. После освобождения преподавал в Саратовском университете, с 1964 г. – старший научный сотрудник Отдела русской литературы в ИМЛИ. С Анной Андреевной познакомился в 1924 г. у историка П.Е. Щеглова. Известно, что 27 апреля 1958 г. Анна Андреевна подписала Оксману также свою фотографию, которая в настоящее время хранится в РГАЛИ («Ю.Г.О. от Ахм.»). Оригинальный портрет Ахматовой был создан в 1943 г. в эвакуации в Ташкенте (хранится в РГАЛИ). Художник вспоминал: «Мы говорили о поэзии. Анна Андреевна читала свои новые стихи. Я вслушивался, всматривался и все думал, что же я должен еще передать, нарисовать, кроме “носа с горбинкой”? Ведь рисунок, линия, которые создают образную гармонию лица, должны содержать и еще один очень важный компонент, который все скрепляет- определенное состояние. Вот этим состоянием и была та тишина, которую так излучала Анна Андреевна… Я как бы вполз в эту тишину и начал рисовать < … > Анна Андреевна читала свои стихи эпически спокойно, тихо, выразительно, так, что между нею и слушателем словно бы возникала прозрачная поэтическая ткань. Создавалось своеобразное мягкое звучание тишины… Это помогло мне увидеть и нарисовать Ахматову» (цит. по Ахматова, А. Собрание сочинений. Т. 2, ч. 1. 1996. С. 303-304).




Из важного московского собрания.