Аукцион Русские торги в Москве

[Первая режис.разработка] [Тарковский, А., раб.пометы] «Сталкер». Режиссерская разработка сценария по мотивам одной из глав повести...

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 150 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 17%

[Первая режис.разработка] [Тарковский, А., раб.пометы] «Сталкер». Режиссерская разработка сценария по мотивам одной из глав повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

М., 1976. – 3, 89 л.машинопис.; 21х30 см. — Машинопись.


В слепой картонной обложке. Вторая машинка. Потертости обложки, утрата нижнего уголка обложки, карандашная помета на передней сторонке обложки, потертости страниц, следы заломов на страницах, заломы нижних уголков листов. Рукописные пометы А.А. Тарковского на трех листах («Объекты», «Роли» и л. 7).

Первая режиссерская разработка сценария «Сталкера» (изначально «Машина желаний» или «Золотой Шар»). Датируется 10 ноября 1976 г. Атрибутировано по опубликованному фрагменту из сценария, хранящегося в архиве Госфильмофонда (секция I, ф. 3, оп. 1, ед.хр. 4022). Известно, что в архивах «Мосфильма» и Госфильмофонда хранится не менее девяти версий литературного сценария, написанных братьями Стругацкими для Тарковского, но «почти все варианты сценария фильма “Сталкер”» были безвозвратно утрачены по словам Б. Стругацкого. Участники съемок вспоминали, что первоначально «Сталкера» планировали снимать в окрестностях города Исфара (Северный Таджикистан), но землетрясение 1977 г. разрушило все планы (толчки продолжались в течение года). После этого сценарий «Сталкера» начался «разрушаться», как говорил оператор Г. Рерберг, поскольку утвержденная натура (заброшенная электростанция в Эстонии) была абсолютно отличной от прописанной в первой версии. В августе 1977 г. выяснилось, что весь отснятый материал оказался бракованным, а сам режиссер был крайне недоволен работой Рерберга и заменил его. Вслед за оператором ушел и художник картины А. Бойм. Тарковский воспользовался заминкой в съемках и настоял на очередной переделке сценария, который в итоге и лег в основу картины. Настоящая машинопись кардинально отличается от выпущенной в 1978 г. режиссерской разработки сценария. К примеру, на титульном листе оператором-постановщиком указан А. Княжинский (у нас – Г. Рерберг), художником-постановщиком А. Тарковский (у нас – А. Бойм), а директором – А. Демидова (вместо В. Геллера). Даже по списку ролей видно, что режиссер в конце концов кардинально изменил свою задумку. Пропали следующие эпизодические роли: «дамы и мужчины на приеме», «девушка из “Рериха”», «пьяный человек на пл.кв. Сталкера» (дописано рукой Тарковского) и др. Напротив «полицейских» помета режиссера – «(на заставе ООН ≈ 15 чел.)».