Аукцион Русские торги в Москве. XLIX Аукцион.

Бродский, И.А. [четверостишие и рисунок] "Автопортрет в тюрьме". Рисунок из четырех частей.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 1 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 25%

Бродский, И.А. [четверостишие и рисунок] "Автопортрет в тюрьме". Рисунок из четырех частей.

Дер. Норенская (Арханг. обл.), 1964. — 30х10,5 см. — Бумага, чернила.


Лист в одно сложение. По линии сгиба незначит. надрыв. На одном рисунке пятна с небол. заходом на текст.

Четыре рисунка на половине листа А4, изображающие письмо в конверте. Осн. рисунок №1: автопортрет Бродского в тюрьме, над ним — нотный стан в виде колючей проволоки с нотами. Слева внизу — маленькая фигурка охранника с ружьем, справа — группа заключенных. Сверху за всем наблюдает кошка — это адресат письма. На рисунке №2: четверостишие автора (полтора слова размыты): "<Пенье> котов ученых / В <гра>мматике распорядков / Математика заключенных / В проволочных тетрадках". Также на нем изображены звезды и летящая птица. На обороте рис. №3-4: почтовый конверт с нарисованными почтовыми штампами с датой и местом отправки (19.IV.64, INFERNO, POUVRE JOSEPH) и получения (20.IV.64, PARADISE). Отдельный штамп (герб) с подписью "АНГЕЛОПОЧТА". Рисунок подарен И.А.Бродским М.Б. Мейлаху, тогда же в деревне Норенской Архангельской области 18 апреля 1964 года. Рисунки и текст целиком опубликованы в книге: М.Мильчик. Иосиф Бродский в ссылке. (СПБ., 2013. Сс.82 и 212-213).







Из собрания М.Б. Мейлаха (р. 1944), филолога и поэта, друга И.А. Бродского.

Вспоминает М.Б. Мейлах: "…после второго (13 марта 1964 г.) и окончательного суда над Бродским, приговорившим его к трём годам ссылки по обвинению в «тунеядстве», в течение месяца мы ничего о нём не знали до тех пор, пока родители не получили от него письмо из деревни Норинской в Архангельской области, куда он был доставлен по этапу. Его отец сразу к нему выехал, а как только он вернулся, туда отправился я, один из младших друзей. Он жил в комнатке, отгороженной фанерными листами, которую снял в избе у бабы с маленьким сыном. По утрам он на несколько часов уходил на сельскохозяйственные работы, остальное время мы проводили за разговорами, во время которых он часто рисовал прелестные картинки, несколько из которых подарил мне. Мотивы из недавнего тюремного опыта соединялись в них с мотивами разлуки с любимой женщиной".