Аукцион Русские торги в Москве. LI Аукцион.
Гончарова, Н.С. [автограф] Рукописный черновик стихотворения с посвящением.
С посвящением автора: "Милой Софии Юлiевне / Брейнер [sic!] на память об / Париже, об вечере / 18 декабря и обо мне / тоже / Наташа Гончарова". Рукопись: Париж(?), [1920-1940-е гг.]; посвящение: 18 декабря 1947(?) г. — 1 с.; 27х21 см. — Чернила.
Замятости поля. Следы от сложения. Следы распрямления замятостей.
Поэтическое наследие художницы Натальи Сергеевны Гончаровой практически неизвестно. Она не предполагала публикацию своих стихов. В настоящее время известны четыре ее поэтические рукописные тетради и разрозненные листы, хранящиеся в Государственной Третьяковской Галерее, поступившие туда из архива Гончаровой-Ларионова (ОР ГТГ Ф. 180. Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов. См. публикации в журнале «Наше наследие» №109 2014 г. и журнале «Третьяковская галерея» № 2 2009 г. Марии Валовой).
Кроме этого известно по крайней мере еще одно стихотворение Н. Гончаровой, оставленное в дружеском альбоме Марии Цетлиной, и адресованное ее дочери Александре Авксентьевой.
Предлагаемый автограф – это, по всей видимости, сохранившийся ранний черновик стихотворения, который позже был подписан и адресован поэтессе Софии Прегель. Художница зачеркнула первое слово в стихотворении и заменила его на "Сонечка как".
К стихотворению приложена вырезка из газеты "Советский патриот", с подписью И.С. Зильберштейна, от декабря 1947 г. "Чествование С.Ю. Прегель", в которой упоминается, что Наталья Сергеевна Гончарова была среди выступающих на банкете в честь Софьи Прегель в Париже.
Некоторые слова в стихотворении позволяют предположить, что оно действительно предназначалось именно Александре Авксентьевой, а не, например, Марине Цветаевой, которой Гончарова адресовала несколько своих поэтических произведений (они познакомились в 1928 г. и переписывались до 1932 г.), и не самой Марии Цетлиной.
Александра Николаевна Прегель (урожд Авксентьева 1907-1984) — будущая художница, ученица Натальи Сергеевны Гончаровой. Альбом ее матери Марии Самойловны Цетлиной содержал стилистически очень похожее стихотворение Н. Гончаровой, адресованное Александре Николаевне (см. публикацию содержания альбома в журнале "Наше наследие" № 72 2004 г. Надежды Винокур). Альбом — один из важнейших рукописных памятников салону Цетлиных, был украден с предаукционной выставки в Париже в июле 2017 г.
Александра Авксентьева была дочерью видного эсера Николая Дмитриевича Авксентьева и Марии Самойловны Тумаркиной. После революции в эмиграции оказалась вместе с новой семьей матери, которая после развода с Авксентьевым вышла замуж на Михаила Осиповича Цетлина (Амари) — одного из крупнейших меценатов своего времени (коллекция Цетлиных хранится в музее их имени в Рамат-Гане). В Париже Александра Авксентьева занималась в мастерской В. Шухаева и А. Яковлева, училась у Натальи Гончаровой, дружившей с семьей Цетлиных, хозяевами одного из главных "русских" салонов в Париже. Участница парижских салонов и выставок русского искусства, выставлялась в галерее Wildenstein. В 1937 г. Александра Николаевна вышла замуж за Бориса Прегеля, брата поэтессы Софьи Прегель. После начала войны с мужем переехала в Нью-Йорк и в том числе помогала Софье Прегель в работе над "Новосельем".
Посвящение подписано во время второго брака Софии Юлиевны с Сергеем Николаевичем Брейнер.
Неизвестны другие стихотворения Н. Гончаровой в частных коллекциях, кроме данного листа и альбома Цетлиной.
Из собрания литературоведа и коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна (1905-1988).