Аукцион Русские торги в Москве

"Солярис". Режиссерская разработка сценария и подборка фотографий со съемок фильма.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 150 000

Оценочная стоимость:

Комиссия аукционного дома: 25%

"Солярис". Режиссерская разработка сценария и подборка фотографий со съемок фильма.

[М.]: «Мосфильм», 1970. – 142 с.; 12х21 см. Приложение: [Звенигород, Москва, 1971]. – 4 л.; от 8х11 до 11х23 см.


В издательской шрифтовой обложке. Сильные потертости, заломы уголков, небольшие надрывы по краям обложек, загрязнения обложки, небольшие утраты по корешку. На передней обложке помета ручкой «Шведов Е.». На внутренней стороне задней обложки также рукописные пометы: телефон Юрия Невского (был ассистентом оператора на съемках «Соляриса»). Фотографии с небольшими потертостями, заломами по краям одной из фотографий, небольшие утраты по уголкам. Большая фотография по обратной стороне подклеена скотчем.

В 1968 г. на экраны вышел телеспектакль «Солярис», снятый Борисом Ниренбургом и Лидией Ишимбаевой по мотивам научно-фантастической книги Станислава Лема «Солярис», где Криса Кельвина исполнил Василий Лановой. Однако этот фильм демонстрировался редко и не был известен за пределами СССР. Поэтому «Мосфильм» принял решение заказать Андрею Тарковскому вторую советскую экранизацию «Соляриса». Работа над литературным сценарием был начата Тарковским в конце 1968 г. Режиссер значительно изменил текст повести, превратив фантастику в философскую притчу. Также были добавлены сцены на Земле, которых не было в романе, и изменен финал. В отличие от финала прокатного варианта, в сценарии (и литературном, и режиссерском) Крис раздваивался на реального человека и солярианский фантом, который встречался с отцом. Не только эта, но и другие сцены и герои в финальный вариант картины не попали, но в представленном сценарии присутствуют. В октябре 1969 г. в Москву приехал сам Станислав Лем для подписания договора на право экранизации своей книги. У писателя представленный сценарий вызвал ряд вопросов и замечаний. В декабре 1969 г. Тарковский вместе с писателем Фридрихом Горенштейном представили в VI объединение «Мосфильма» новый текст, исправленный в соответствии с договоренностью между Тарковским и Лемом. В январе 1970 г. сценарно-редакционная коллегия приняла финальный вариант литературного сценария, и он был запущен в режиссерскую разработку. Режиссеру пришлось еще не раз переделывать сценарий в соответствии с замечаниями сотрудников «Мосфильма», в результате чего метраж фильма увеличился и «Солярис» стал двухсерийным. В мае 1970 г. режиссерский сценарий был принят Худсоветом VI Творческого объединения. В свою очередь Лем посчитал все эти доработки грубым нарушением авторской концепции и фильм не принял. Прилагаются четыре фотографии со съемок фильма «Солярис». Подборка включает следующие фотографии: — рабочий момент съемки финальной сцены фильма (возвращение Криса к отцу), — совместная фотография Сарториуса (Анатолий Солоницын) и его «гостя» (Симон Бернштейн), — совместное фото актеров с Андреем Тарковским, — сцена разговора Криса (Донатас Банионис) и Бертона (Владислав Дворжецкий). Поэт, литературный критик Симон Берншейтн (1925-1973), сыгравший в фильме роль «гостя» Сарториуса страдал наследственной болезнью, хондродистрофией. Он руководил литературной студией в ДК Строителей, затем в администрации Сокольнического парка. После участия в кампании в защиту Даниэля и Синявского, был исключен из партии. Подрабатывал в кино. Скончался через год после премьеры «Соляриса».







Из архива Евгения Шведова, второго оператора "Соляриса".