Аукцион Архивы И.С. Зильберштейна, И.Э. Грабаря, Ю.П. Любимова, В.Д. Зельдовича. Книги, автографы, фотографии, предметы ДПИ
Лот 369
Пшеничная, И.А. [худ.] «Гоша поливает цветы» (1985). Фаза движения и авторский фон из мультфильма «Великолепный Гоша. История десятая» (1985; реж. А.И. Солин, худ.-пост. И.А. Пшеничная).
М., 1985. — 2 л. — Целлулоид, тушь, заливочная краска (фаза движения). Бумага, гуашь, пастель (фон). — 26х31,8 см (фаза движения); 26,4х32,5 (фон).
Сохранность очень хорошая. В правом верхнем углу фазы движения – цифра 92 в круге. По нижнему краю фазы движения и фона – автограф художника-постановщика фильма: «Из личного архива художника И.А. Пшеничной. И. Пшеничная».
Режиссер Анатолий Солин работал на нескольких советских мультипликационных студиях: «Союзмультфильм», «Киевнаучфильм», «Мульттелефильм», сначала как аниматор, затем – как режиссер. В Киеве он познакомился с Инной Пшеничной, которая только что закончила курсы художников-мультипликаторов. Творческий союз этих двух мастеров (ставший впоследствии также и брачным союзом) дал отечественной анимации не только ряд великолепных картин с узнаваемыми персонажами и оригинальными драматургическими решениями, но и возможность обучения этой удивительной профессии – «режиссер анимационного фильма» – молодым людям. Цикл «Приключения Мюнхаузена», «Записки Пирата», фильмы о приключениях поросенка Фунтика, снятые прежде всего для детей, а также киноленты «Человек и его птица», «Спасибо, аист!», «Как лиса зайца догоняла», «Упущенная галактика», сериал «Великолепный Гоша», предназначенные для взрослых, – без этих (и многих других) фильмов история мультипликации была бы совершенно другой. Для каждого произведения Солин и Пшеничная подбирали свежую стилистическую манеру, часто – экспериментальную, сохраняя при этом связь с классической традицией киноискусства. Автором литературного образа главного героя сериала «Великолепный Гоша» – одинокого неудачника Гоши – является Александр Курляндский. Работу над этим циклом фильмов Анатолий Солин и Инна Пшеничная начали в 1980 году. Сценарий Курляндского был рассчитан сразу на пять выпусков. Одной из особенностей этого анимационного цикла являлось отсутствие диалогов, и это обстоятельство диктовало необходимость строить мизансцены как пантомимы, что требовало от режиссера, художника-постановщика и художников-мультипликаторов немалого опыта и изобретательности. Главный персонаж вызывал у режиссера Анатолия Солина ассоциации с героем пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» конторщиком Епиходовым, прозвище которого было «двадцать два несчастья». Гоша тоже постоянно попадает в неловкие ситуации, его преследуют неудачи, однако, несмотря на все трагические ситуации, этот «маленький человек», незадачливый недотепа, не теряет надежды и оптимизма. В сериале обыгрывается непримечательная внешность Гоши, а также его, в общем-то, заурядный характер. Но в своей заурядности, обыкновенности и беззащитности Гоша великолепен.
Инна Александровна Пшеничная (род. 1945) – режиссёр, художник-постановщик, сценарист, педагог. Заслуженный работник культуры РФ (2014). Член Союза кинематографистов СССР, АСИФА и Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Училась в Киевской художественной школе и на курсах художников-мультипликаторов, в 1975 г. окончила художественно-графический факультет Московского полиграфического института по специальности художник-график. Работала на киностудиях «Киевнаучфильм» (1966-68), «Союзмультфильм» (1968-72, 1978-80), «Мульттелефильм» ТО «Экран» (1972-77 и 1980-2000). В качестве художника-постановщика рисованных фильмов работала с мужем, режиссёром А.И. Солиным. Режиссёрский дебют состоялся в 1989 г. Директор ТО «Телескоп» (1989-95). В соавторстве с А.И. Солиным иллюстрировала книги и писала сказки для детей. Доцент кафедры режиссуры анимационного фильма ВГИКа. Художник-постановщик картин «Человек и его птица» (1975), «Два клёна» (1977), «Спасибо, аист!» (1978), «Как лиса зайца догоняла» (1979), «Ель» (1984), фильмов из циклов «Приключения Мюнхгаузена» (1973-74, 1995) и «Великолепный Гоша» (1981-84), мультфильмов о приключениях поросёнка Фунтика (1986-88) и др. Режиссёр и художник-постановщик мультфильмов «Упущенная галактика» (1989) и «Записки Пирата» (1989). Режиссёр фильмов «Николай Угодник и охотники» (1991), «Простой мужик» (1992), «Родня» (1993) и др.
Из личного собрания режиссёра и художника Инны Пшеничной.