«А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, извести ее хотят…» (1984).
Фаза движения из м/ф «Сказка о царе Салтане» (1984). Реж. и худ.-пост. И.П. Иванов-Вано и Л.И. Мильчин.
Целлулоид, тушь, заливочная краска. 26х32,2 см.
Сохранность хорошая. В правом верхнем углу цифра 45. Незначительные потёртости листа.
Замахнуться на экранизацию Пушкина, да еще полнометражную – на такое способны немногие режиссёры. Иван Иванов-Вано был одним из «патриархов» отечественной мультипликации. Его считают одним из главных родоначальников жанра советской мультипликационной сказки. К началу работы над новым фильмом Иванов-Вано вместе с Львом Мильчиным уже создали (даже два раза – первый вариант в 1947, а второй – в 1975 году) один из анимационных шедевров – «Конёк-горбунок». К Пушкину они обращались и ранее («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1951), но с меньшим размахом.
Сказку Пушкина о Салтане и его сыне Гвидоне в 1943 году поставили сёстры Брумберг, однако, как пишет киновед Семён Гинзбург в своей книге «Рисованный и кукольный фильм», «подняться до верного воплощения пушкинского замысла режиссёры не смогли. Большинство образов сказки было окарикатурено, пушкинскую иронию в фильме заменил грубый шарж» (Гинзбург С.С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. М.: Искусство, 1957. С. 165). Кроме того, за эти годы анимационное искусство получило новые технические возможности, да и вообще уровень мастерства и требования времени изменились.
Русское народное искусство – тема, которой Иванов-Вано увлекался всю жизнь. Стихия русской сказки, народного творчества, лубка, фольклора, самобытной русской культуры, преданий русского народа – все это находило живой и горячий отклик в душе режиссёра и даже было его органической потребностью, потому что сам он происходил из простой крестьянской семьи (что не помешало ему поступить в 14-летнем возрасте, имея «за плечами» всего два класса приходской школы, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а впоследствии, по свидетельству современников, стать «изумительно образованным в искусстве» человеком).