«Вова с батоном» (1985).Фаза движения из м/ф «Про Сидорова Вову» (1985). Реж. и худ.-пост. Э.В. Назаров.
Целлулоид, тушь, заливочная краска. 26х32 см.
Сохранность хорошая. В правом верхнем углу цифра 45. Незначительные надрывы возле отверстий для штифтов.
Режиссёр Эдуард Назаров был одним из столпов отечественной мультипликации, его влияние на несколько поколений профессионалов трудно переоценить. Придя на киностудию «Союзмультфильм» совсем молодым человеком, он начал работать прорисовщиком, сотрудничал со многими режиссёрами – сначала как ассистент художника-постановщика, затем – как художник-постановщик. Двенадцать лет он проработал в группе «патриарха» советской анимации режиссёра Фёдора Хитрука (в частности, «оживил» для нас заходеровского Винни-Пуха – вместе с другим выдающимся художником, Владимиром Зуйковым). Многие годы Назаров являлся вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (АСИФА), президентом (вместе с Давидом Черкасским) Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» и т.д. Как режиссёр он снял всего семь фильмов. Но, как заметил его коллега и друг Юрий Норштейн, каждый фильм Назарова – штучный. Семь кристаллов анимации, «которые поворачиваются сегодня одной гранью, завтра – другой, высвечивают одну часть жизни, завтра – другую»[1]. Фильм Назарова «Жил-был пёс» занимает первое место в рейтинге ста отечественных мультфильмов, согласно опросу, проведенному среди самих мультипликаторов. На своих фильмах Эдуард Назаров был не только режиссёром, но и художником-постановщиком (а часто еще и сценаристом) – по-другому не мог, находясь в постоянном диалоге с самим собой. Назаров говорил: «Единственно, чего я добиваюсь – это просто естественности, и больше ничего. Естественности изложения»[2].
Фильм Назарова «Про Сидорова Вову» снят на основе стихотворения Эдуарда Успенского (причем пару четверостиший режиссёр написал сам, дополнив его). Многие детали были внесены художником в картину на основании его собственного армейского опыта. Однако в отличие от нерадивого персонажа, Эдуард Назаров, проходя службу в армии, самостоятельно выучил английский язык. Обладая прекрасным чувством юмора, Назаров также часто вставлял в фильмы, над которыми работал, маленькие шутки, понятные чаще всего только посвященным. Так, в этом мультфильме на столе адъютанта можно заметить календарь с пометками про смотр генерала Зотова и звонок Ермашу. Дмитрий Зотов в те годы был директором студии «Союзмультфильм», а Филипп Ермаш – председателем Госкино.
«От рассвета до заката –
Вот рабочий день солдата.
Здесь всё состоит из неписаных правил.
Не можешь – научим.
Не хочешь – заставим.
(…)
Снова утро, полигон,
Море целое погон.
Солнце, музыка, и вот
Вовин взвод идет в поход.
Первым, весел и здоров,
Идет сам Вова Сидоров.
Он идет в одной пилотке,
Остальное отдал тётке.
И батон наперевес –
Как устанет, так и ест.
Рядом с ним идут упрямо
Тётя, бабушка и мама.
А немного в стороне
Дед на вороном коне
Прикрывает правый фланг,
Левый прикрывает танк».
[1] Фильм «Эдуард Назаров – 70 лет» из цикла «Острова» (2011). Реж. Т.В. Скабард.
[2] Сотворение фильма, или несколько интервью по служебным вопросам. М.: Союз Кинематографистов СССР, ВТПО «Киноцентр», 1990. С. 64.
Текст: ©Екатерина Левичева.