«Чунга-Чанга» (1970).Фаза движения из м/ф «Катерок» (1970). Реж. И.А. Ковалевская, худ.-пост. Д.А. Менделевич.
Целлулоид, тушь, заливочная краска. 25,9х30,8 см.
Сохранность хорошая. В правом верхнем углу подчеркнутая цифра 100.
После громкого успеха «Бременских музыкантов» режиссёр Инесса Ковалевская не стала возвращаться к той же теме и персонажам, так как считала этот фильм законченным произведением и по форме, и по смыслу. Её следующей работой в мультипликации стал «Катерок» по сценарию Жанны Витензон. В этом небольшом фильме наряду с традиционной рисованной анимацией применялись экспериментальные техники. Тогда ещё начинающий оператор Александр Жуковский (впоследствии много работавший с Юрием Норштейном) соорудил для фильма специальный многоярусный станок (это задержало процесс работы на два месяца, но результаты себя оправдали). Вместе с художником-постановщиком Даниилом Менделевичем они использовали натурные съемки, запечатлели целый гербарий: веточки папоротника, клевера пашенного, подмаренника мягкого, бедренца камнеломкового, щавелька воробьиного, клоповника густоцветкового, аспарагуса, тысячелистника, вербы, вереска, звездчатки; цветы полевой гвоздики, флокса, лапчатки серебристой, донника, вероники дубравной, лютика, яснотки, эхинацеи, рудбекии; листья нескольких видов клёна, водосбора, берёзы, рябины и др. Чтобы изобразить воду и блики света на ней, двигали волнистое стекло (плексиглас), а по нему – сухие листочки, цветочки и даже бабочку, методом перекладки. Особенно красиво сделан в фильме эпизод с ветвью расцветающего багульника (рододендрона), при этом применялась обратная киносъёмка.
Широкому зрителю фильм запомнился прежде всего песнями. Лиричная «Синяя вода» и задорная «Чунга-Чанга» как бы уравновешивают друг друга, гармонизируют сюжетную линию, в которой присутствуют и шторм, и волшебный счастливый остров, и коварные льды, и настоящая дружба. Стихи песен написал Юрий Энтин, уже работавший с Ковалевской на «Бременских музыкантах», а музыку – Владимир Шаинский, в ту пору имевший в мультипликации ещё мало опыта. Песня «Чунга-Чанга» долго не получалась. Юрий Энтин вспоминает, как он искал запоминающееся название и увидел афишу балета на льду. Режиссёра балета звали Евгений Чанга. Необычная фамилия как раз подошла экзотичному острову. Но нужно было ещё написать музыку. Композитор предлагал разные варианты, уже скоро должна была состояться запись, но запоминающуюся мелодию найти никак не удавалось. Наконец Шаинский позвонил режиссёру чуть ли не ночью и сыграл ей те самые ноты. «Вот это то, что надо!» – с облегчением воскликнула Ковалевская.
Вокальные партии «Чунга-Чанги» исполнили Анатолий Горохов (поэт-песенник, уже проявивший себя на «Бременских») и Аида Ведищева (в то время уже популярная певица). Мультипликат «Чунги-Чанги» разрабатывали аниматоры Виталий Бобров и Леонид Носырев. В частности, Леонид Носырев (который к тому моменту уже дебютировал в «Весёлой карусели» в качестве режиссёра со своим Антошкой) работал над танцем дельфинов.
«Чунга-Чанга!.. Синий небосвод!
Чунга-Чанга! Лето – круглый год!
Чунга-Чанга! Весело живем!
Чунга-Чанга! Песенку поем:
Чудо-остров! Чудо-остров!
Жить на нём легко и просто!
Жить на нём легко и просто!
Чунга-Чанга!»
Текст: ©Екатерина Левичева.