[Мейерхольд, В.– Автограф. Экземпляр для рецензии]. О театре.
СПб.: Просвещение, 1913. — V, [3], 208 с. 24,1х17,6 см.
В полукожаном владельческом переплёте эпохи с «потухшим» золотым тиснением на корешке. Крапленый обрез. Потертости по краям, незначительная утрата фрагментов бумаги на переплете. Потертости по переплету. Незначительные «лисьи» пятна и надрывы на страницах книги. Многочисленные любопытные владельческие пометы на страницах книги. На титульном листе штамп: «Для рецензий».
На титульном листе автограф автора.
Владельческие пометы: «Даже больше того: без игры творческого воображения пассивное внимание зрителя скоро притупится»(с.18), «Почему бы не варьировать в слушателе того, что режиссёр не даёт, а в сотрудничестве с актёром вырабатывается?»(с.33). Инскрипт: «Игорю Ильинскому / 19–VI–35. Мейерхольд».
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) – режиссёр, актёр и педагог. Расстрелян.
Автограф адресован актёру театра и кино, чтецу Игорю Владимировичу Ильинскому (1901–1987).
В 1920–ом году Ильинский приходит в руководимый Вс. Мейерхольдом Театр РСФСР 1-й, (сейчас — Театрально-кукольный центр им. Вс. Мейерхольда). По началу актёр преклонялся перед Мейерхольдом как неутомимым мастером и учителем, человеком, ищущим и находящим новое. Но в начале 30-х годов ситуация изменилась: Ильинский стал известным актёром, его обожали зрители. Читаем в книге Игоря Ильинского «Сам о себе»: «Естественно, что к этому времени я начал чувствовать потребность быть самостоятельным художником, а не идти на поводу у любимого мною Мейерхольда, который упорно шёл своими, не всегда мне понятными и близкими моему сердцу путями; или отдавать себя в руки кинематографических дельцов, с их сомнительным вкусом, и позволять им утилитарно использовать себя как актёра узкой специфики, а не художника».
В 1935 году актёр покидает театр, несмотря на это Ильинский был счастлив, что во время ушёл: до закрытия театра и ареста Мейерхольда. Многие актёры труппы в тот период высказывались против своего учителя. «Слава Богу, что я в этом хоре не участвовал» – пишет Ильинский.
Однако, не смотря на своевременный уход, Ильинского все же вызвали к следователю по–поводу дела Мейерхольда. Вспоминает Татьяна Еремеева: «Игорь Владимирович говорил, что когда ему показал следователь портреты избитого, истерзанного Мейерхольда с искалеченным лицом, они с Машей (Мария Валентей, внучка Мейерхольда. – Е. Я.), обнявшись, плакали прямо при следователе».
На всю жизнь актёр сохранил любовь и уважение к режиссёру. Он был первым, кто подписал заявление о реабилитации Мейерхольда.
Мейерхольда подписал книгу в год ухода Ильинского из театра.