«Гоша на елочном базаре» (1984). Две фазы движения и фон из мультфильма «Великолепный Гоша. История девятая» (1984). Реж. А.И. Солин, худ.-пост. И.А. Пшеничная.
1-2) Целлулоид, тушь, заливочная краска. 25,9х31,8 см. 3) Бумага, гуашь, роллер, цв. карандаш. 22,7х33,9 см.
Сохранность хорошая. 1) В правом верхнем углу цифра 44 в круге. Мелкие пятнышки краски. 2) В правом верхнем углу помета 39а. Незначительные потертости и мелкие пятнышки краски. 3) Помета художника-постановщика и следы клея на обратной стороне листа. Незначительные потертости в правом нижнем углу.
Сняв восемь выпусков про Гошу, Солин и Пшеничная не собирались продолжать работу над этим сериалом. Они взялись за другой проект и выпустили фильм «Ель» по одноименной сказке Х.К. Андерсена. Но сатирики Владимир Альбинин и Виктор Коклюшкин принесли сценарий для новой серии «Великолепного Гоши», и он так понравился режиссеру и художнику-постановщику, что они решили снять девятую серию, но на этот раз подойти к решению визуального образа Гоши немного иначе.
По сюжету, в этом выпуске Гоша ищет, с кем он мог бы встретить Новый Год. Он вешает объявление на стене дома, в котором приглашает к себе всех, кто остается в этот день один. А сам идет покупать елку, подарки и торт. Но ничего из этого ему не удается, и он возвращается домой расстроенный. Затем к нему в гости неожиданно приходят именно те люди, из-за которых у него не получилось ничего купить. Казалось, Гошу ждет счастливый финал. Однако вместо отдыха в хорошей компании нашему простофиле приходится работать официантом и посудомойкой.
Существенную часть фильма занимала ирония по поводу распространения привычки курения среди женщин. Выпуск уже был снят, но на показе руководство ТО «Экран» забраковало сцены курения в связи с новым антитабачным законом, который запрещал показывать курение по телевидению. Мультипликаторам пришлось срочно переснимать эти сцены, однако времени на полноценную переделку не оставалось, поэтому были изъяты только целлулоидные фазы движения, на которых были нарисованы сигареты и дым. Была оставлена только одна сцена с курящей женщиной в очках. Результат получился комичным: в этих «отцензурированных» сценах персонажи совершают движения руками, характерные для курильщиков, и даже пальцы их раздвинуты для того, чтобы держать сигарету, но вместо этого в них – пустота.
Екатерина Левичева (к.ф.н., искусствовед)